Утраченные храмы Торжка
С давних времен Торжок славится количеством храмов. Историки установили, что построек ранее было больше, чем мы можем наблюдать сейчас, не все они дошли до наших дней. Многие храмы еще до войны были разобраны по причине ветхости, упразднялись монастыри и оставались просто церкви. Какие-то церкви пострадали уже от рук советской власти. В этой публикации, опираясь на материалы книг краеведа и экскурсовода Нины Лопатиной, мы составили список утраченных храмовых построек Торжка с описанием мест, где они располагались, учитывая при этом, насколько это возможно, современное и историческое название улиц. Увы, не под каждым описанием имеются фото ввиду исторической давности событий.
Николаевская слобода — Никольская (Николопустынская) церковь, ул. Пустынь (село Пустынь).
Монастырь Никольская пустынь был основан в XVI в. В Писцовой книге г. Торжка 1625 г, о нём записано: «Монастырь пустынской, а в нём храм Введение Пречистые Богородицы древен клетцки, да место церковное пусто, а бывал храм во имя Николы чюдотворца… а в монастыре Игумен Герасим да братии шесть старцав». Здесь же сообщалось, что в монастыре были боевые часы, которые воевода князь Михайло Белосельский да Иван Урусов забрали из монастыря и поставили в городе.
В 1764 г. монастырь был yпразднён и превращён в приходскую Никольскую церковь. Каменное здание храма, построенное в 1813 г., было разрушено в советское время.
При церкви существовало кладбище, в послевоенное время оно было закрыто, многие захоронения уничтожены, в том числе разрушен склеп ямщиков и купцов Пожарских, владельцев самой популярной гостиницы в Торжке. Сохранилось захоронение новоторжского купца Николая Евгеньевича Онегина (1840-1901), отец которого — Евгений Онегин — был современником А.С. Пушкина. Интересно совпадение имени этого купца с именем главного героя самого известного произведения Пушкина романа — «Евгений Онегин».
(По материалам издания Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. — Тверь, «Лилия Принт», 2002.)
Монастырь Никольская пустынь был основан в XVI в. В Писцовой книге г. Торжка 1625 г, о нём записано: «Монастырь пустынской, а в нём храм Введение Пречистые Богородицы древен клетцки, да место церковное пусто, а бывал храм во имя Николы чюдотворца… а в монастыре Игумен Герасим да братии шесть старцав». Здесь же сообщалось, что в монастыре были боевые часы, которые воевода князь Михайло Белосельский да Иван Урусов забрали из монастыря и поставили в городе.
В 1764 г. монастырь был yпразднён и превращён в приходскую Никольскую церковь. Каменное здание храма, построенное в 1813 г., было разрушено в советское время.
При церкви существовало кладбище, в послевоенное время оно было закрыто, многие захоронения уничтожены, в том числе разрушен склеп ямщиков и купцов Пожарских, владельцев самой популярной гостиницы в Торжке. Сохранилось захоронение новоторжского купца Николая Евгеньевича Онегина (1840-1901), отец которого — Евгений Онегин — был современником А.С. Пушкина. Интересно совпадение имени этого купца с именем главного героя самого известного произведения Пушкина романа — «Евгений Онегин».
(По материалам издания Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. — Тверь, «Лилия Принт», 2002.)
Церковь Александра Невского и Василия Исповедника при учительской семинарии, ул. Дзержинского, д. 109 (Петербургская ул,).
При Новоторжской учительской семинарии существовала домовая церковь посвященная святому благоверному великому князю Александру Невскому и Василию Исповеднику.
Александро-Невская (Васильевская) при учительской семинарии домовая церковь, построена в 1884 году, находилась на втором этаже каменного здания учительской семинарии, престол один Святого Благоверного Князя Александра Невского и преподобного Василия исповедника.
В 1901 году служил Священник Петр Иоаннович Постников 41-го года, окончил духовную академию кандидат-магистрантом, священником с 1884 года, состоял законоучителем при учительской семинарии.
После открытия семинарии при ней не было церкви, что представляло громадное неудобство, так как воспитанникам во всякую погоду приходилось ходить в ближайшую приходскую церковь, отстоящую довольно далеко от семинарии. Притом в Ильинской церкви бывало много народа, особенно в большие праздники, вследствие чего воспитанники были стеснены; они не могли принимать такого деятельного участия в чтении и пении, как в своей церкви.
В советское время церковь в училище закрыли. В 1990-е года здание училища было заброшено, в начале 2000-х в бесхозном здании произошел пожар. В наши дни постройка до сих пор заброшена и разрушается.
При Новоторжской учительской семинарии существовала домовая церковь посвященная святому благоверному великому князю Александру Невскому и Василию Исповеднику.
Александро-Невская (Васильевская) при учительской семинарии домовая церковь, построена в 1884 году, находилась на втором этаже каменного здания учительской семинарии, престол один Святого Благоверного Князя Александра Невского и преподобного Василия исповедника.
В 1901 году служил Священник Петр Иоаннович Постников 41-го года, окончил духовную академию кандидат-магистрантом, священником с 1884 года, состоял законоучителем при учительской семинарии.
После открытия семинарии при ней не было церкви, что представляло громадное неудобство, так как воспитанникам во всякую погоду приходилось ходить в ближайшую приходскую церковь, отстоящую довольно далеко от семинарии. Притом в Ильинской церкви бывало много народа, особенно в большие праздники, вследствие чего воспитанники были стеснены; они не могли принимать такого деятельного участия в чтении и пении, как в своей церкви.
В советское время церковь в училище закрыли. В 1990-е года здание училища было заброшено, в начале 2000-х в бесхозном здании произошел пожар. В наши дни постройка до сих пор заброшена и разрушается.
Церковь Александра Невского при духовном училище, пл. Ананьина, 61 (Успенская пл.?).
Домовая церковь при Новоторжском духовном училище посвященная Святому Благоверному Великому Князю Александру Невскому и Преподобному Александру Свирскому. С 1825 года Духовное училище размещалось в зданиях на Успенской улице (ныне пл. Ананьина, 61) пожертвованных А.А. Полторацкою.
(По материалам изданий Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. — Тверь, 1903. и Краеведческий альманах № 4 (2004). Тверская область, г. Торжок. Научно-образовательное и информационно-справочное издание. Материалы по истории Новоторжского Борисоглебского монастыря)
В настоящее время церковь утрачена, в здании живут люди.
Домовая церковь при Новоторжском духовном училище посвященная Святому Благоверному Великому Князю Александру Невскому и Преподобному Александру Свирскому. С 1825 года Духовное училище размещалось в зданиях на Успенской улице (ныне пл. Ананьина, 61) пожертвованных А.А. Полторацкою.
(По материалам изданий Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. — Тверь, 1903. и Краеведческий альманах № 4 (2004). Тверская область, г. Торжок. Научно-образовательное и информационно-справочное издание. Материалы по истории Новоторжского Борисоглебского монастыря)
В настоящее время церковь утрачена, в здании живут люди.
Церковь Александра Невского при тюремном замке, (ул. Студенческая?).
При тюремном замке существовала церковь посвященная святому благоверному великому князю Александру Невскому. Александро-Невская при тюремном замке церковь, построена в 1863 году, каменная, престол один Святого Благоверного Князя Александра Невского.
Церковные документы: опись 1866 года, метрики с 1892 года.
В 1901 году служил Священник Феодор Иоаннович Щепин 37-ми лет, из 4-го класса духовной семинарии, в служении с 1885 года, священником с 1893 года.
Прихожан нет.
(По материалам изданий Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. — Тверь, 1903., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901.)
Вероятнее всего в описании храм, который располагался на территории нынешнего колледжа Росрезерва, так как тюрьма была именно в этом месте. На территории сохранилась постройка, которая сейчас используется как складское помещение, сводчатый потолок визуально напоминает храм. Подтверждений этой информации пока нам найти не удалось, это всего лишь догадки.
Церковь Богоявления Господня, ул. Конная (ул. Богоявленская).
В Писцовой книге г. Торжка 1625 г. о Богоявленской церкви записано следующее: «Храм святые Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа да в приделе преподобнаго отца нашего Варлама Хутынского чюдотворца что бывал монастырь».
В древности здесь был Хутынский мужской монастырь при Богоявленской церкви, а затем — приходская церковь.
Благотворителями церкви были купцы Морозовы, так как она находилась рядом с их кожевенными заводами. Несколько поколений этой семьи делали вклады в храм. В 1753 г. на месте ветхой деревянной церкви купцом Морозовым была построена каменная церковь. В 1848 г. Степан Ефремович Морозов пожертвовал в неё местный образ Всех святых с частичками мощей многих святых.
В 1848 г. Богоявленская церковь из-за ветхости была разрушена, и на её месте в 1855 г. на средства купца Масленникова построена каменная пятикупольная церковь. В 1889 г. он передал каменное здание, перестроенное в 1883-1885 гг. из солодовни, для церковно-приходской школы. Оно сохранилось до нашего времени (Конная ул., 8). В 1899 г. была выпущена книга, посвящённая 10-летию этой школы. В 1917 г. вдова купца Масленникова Елизавета Александровна завещала здание школы и средства на его содержание в собственность Богоявленской церкви и её приходу со следующим условием: чтобы в этом здании всегда размещались учреждения для культурно-просветительных целей прихода. До 1990-х гг. это здание по традиции использовалось под учебные заведения, и лишь в наши дни оно было передано заводу «Пожтехника», который разместил в нём служебную гостиницу.
Здание Богоявленской церкви было разрушено после закрытия её в 1930 -1931 гг.
(По материалам издания Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. — Тверь, «Лилия Принт», 2002.)
В Писцовой книге г. Торжка 1625 г. о Богоявленской церкви записано следующее: «Храм святые Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа да в приделе преподобнаго отца нашего Варлама Хутынского чюдотворца что бывал монастырь».
В древности здесь был Хутынский мужской монастырь при Богоявленской церкви, а затем — приходская церковь.
Благотворителями церкви были купцы Морозовы, так как она находилась рядом с их кожевенными заводами. Несколько поколений этой семьи делали вклады в храм. В 1753 г. на месте ветхой деревянной церкви купцом Морозовым была построена каменная церковь. В 1848 г. Степан Ефремович Морозов пожертвовал в неё местный образ Всех святых с частичками мощей многих святых.
В 1848 г. Богоявленская церковь из-за ветхости была разрушена, и на её месте в 1855 г. на средства купца Масленникова построена каменная пятикупольная церковь. В 1889 г. он передал каменное здание, перестроенное в 1883-1885 гг. из солодовни, для церковно-приходской школы. Оно сохранилось до нашего времени (Конная ул., 8). В 1899 г. была выпущена книга, посвящённая 10-летию этой школы. В 1917 г. вдова купца Масленникова Елизавета Александровна завещала здание школы и средства на его содержание в собственность Богоявленской церкви и её приходу со следующим условием: чтобы в этом здании всегда размещались учреждения для культурно-просветительных целей прихода. До 1990-х гг. это здание по традиции использовалось под учебные заведения, и лишь в наши дни оно было передано заводу «Пожтехника», который разместил в нём служебную гостиницу.
Здание Богоявленской церкви было разрушено после закрытия её в 1930 -1931 гг.
(По материалам издания Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. — Тверь, «Лилия Принт», 2002.)
Церковь Дмитрия Солунского, ул. Садовая (ул. Дмитровская).
Первое упоминание об этом храме встречается в Писцовой книге Торжка 1625 г.: «Храм во имя страстотерпца Христова мученика Димитрия, да в приделе храм во имя Николы чюдотворца, на одном окладе… строение мирское того приходу посацких людей».
Каменное здание церкви было построено в 1824-1835 гг. на средства прихожан и вышневолоцкой помещицы Марии Ивановны Рукиной, которая жила рядом с церковью.
Главный престол каменной церкви был посвящён Нерукотворному О6разу Спасителя, приделы — Покрову Богородицы и великомученику Димитрию. В народе её по-прежнему называли Дмитриевской, Дмитровская церковь была закрыта в 1930 -1931 гг. и снесена в 1932 или 1933 гг., материал после её разборки был продан городскими властями строительной организации, возводившей Агрогородок.
(По материалам издания Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. — Тверь, «Лилия Принт», 2002.)
Фото. из архива Александра Николаевича Семёнова. Открытка издания Н.И. Меженникова, 1911-1912гг. Автор снимка неизвестен.
В наши дни на месте храма установлен деревянный крест, как символ находящейся здесь ранее святыни.
Первое упоминание об этом храме встречается в Писцовой книге Торжка 1625 г.: «Храм во имя страстотерпца Христова мученика Димитрия, да в приделе храм во имя Николы чюдотворца, на одном окладе… строение мирское того приходу посацких людей».
Каменное здание церкви было построено в 1824-1835 гг. на средства прихожан и вышневолоцкой помещицы Марии Ивановны Рукиной, которая жила рядом с церковью.
Главный престол каменной церкви был посвящён Нерукотворному О6разу Спасителя, приделы — Покрову Богородицы и великомученику Димитрию. В народе её по-прежнему называли Дмитриевской, Дмитровская церковь была закрыта в 1930 -1931 гг. и снесена в 1932 или 1933 гг., материал после её разборки был продан городскими властями строительной организации, возводившей Агрогородок.
(По материалам издания Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. — Тверь, «Лилия Принт», 2002.)
Фото. из архива Александра Николаевича Семёнова. Открытка издания Н.И. Меженникова, 1911-1912гг. Автор снимка неизвестен.
В наши дни на месте храма установлен деревянный крест, как символ находящейся здесь ранее святыни.
Церковь Жён Мироносиц, ул. Кирова (ул. Мироносицкая).
В Писцовой книге города Торжка 1625 г. о Мироносицкой церкви записано, что она — строение мирское с приделом «на полатех сретение иконы пречистые Богородицы Владимерския». Мироносицкая церковь была снесена в начале XIX в., материал от её разборки был использован при строительстве нового Спасо-Преображенского собора. В конце XIX в. на её месте немцем Р. Каттербахом был построен пивоваренный завод, работавший до начала 1970-х гг.
Завод был закрыт в 1985 году. Постройки постепенно разрушались. После 2010 года большая часть их была целенаправленно разрушена. Однако даже то, что сохранилось, составляет уникальный архитектурный ансамбль.
Сейчас бывший завод и усадьба Каттербаха представляют собой руины.
(По материалам издания Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. — Тверь, «Лилия Принт», 2002.)
Фото Павла Иванова с сайта Тверские своды. Апрель 2014 г.
В Писцовой книге города Торжка 1625 г. о Мироносицкой церкви записано, что она — строение мирское с приделом «на полатех сретение иконы пречистые Богородицы Владимерския». Мироносицкая церковь была снесена в начале XIX в., материал от её разборки был использован при строительстве нового Спасо-Преображенского собора. В конце XIX в. на её месте немцем Р. Каттербахом был построен пивоваренный завод, работавший до начала 1970-х гг.
Завод был закрыт в 1985 году. Постройки постепенно разрушались. После 2010 года большая часть их была целенаправленно разрушена. Однако даже то, что сохранилось, составляет уникальный архитектурный ансамбль.
Сейчас бывший завод и усадьба Каттербаха представляют собой руины.
(По материалам издания Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. — Тверь, «Лилия Принт», 2002.)
Фото Павла Иванова с сайта Тверские своды. Апрель 2014 г.
Церковь Иоанна Дамаскина и Марии Египетской, ул. Осташковская (ул. Богословская).
На северовосточной стороне от Богословской церкви в 30 саженях на городском кладбище города Торжка находилась другая, теплая, церковь, посвященная преподобному Иоанну Дамаскину и преподобной Марии Египетской. Эта церковь построена на средства Новоторжских купцов, братьев Уваровых (Стефана, Якова и Михаила), больше. частию из материала, оставшагося после постройки теплаго Входо-Иерусалимскаго собора, на их же средства устроеннаго. Храмозданная грамота на постройку теплой кладбищенской церкви была выдана Тверским архиепископом Григорием 16 июля 1843 года и храм был освящен 28 ноября 1844 года настоятелем Новоторжского Борисоглебского монастыря архимандритом Сергием (Шавровым). Теплая церковь на кладбище посвящена преподобному Иоанну Дамаскину из особаго благоговейнаго к нему уважения за составленныя им дивныя надгробныя песнопения, а в честь преподобной Марии Египетской — на память матери гг. Уваровых, носившей имя этой угодницы Божией. Царския двери искусной работы с иконами Благовещения и 4 евангелистов, скопированных с греческаго Евангелия 12 века, хранящагося в Санк-Петербургской Императорской библиотеке. Местныя иконы Воскресения Христова, Пресвятой Богородицы, именуемой Неопалимая Купина, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобной Марии Египетской и святого великомученика Никиты; на южной двери — трех вселенских святителей, а также св. Николая, Никифора, патриарха Цареградскаго, Софрония Иерусалимскаго и Амвросия Медиоланкаго; на левом — архистратига Михаила, св. Афанасия великаго, Кирилла Александрийского, святого благовернаго великого князя Александра Невскаго, преподобного Ефрема Сирина, Ефрема Новоторжкаго и великомученика Георгия Победоносца; все иконы написаны в 1844 году Тверским живописцем Максимом Культепиным. Под церковью устроен склеп на 24 места, для погребения в оных семейств храмоздателей (Уваровых). В 1847 году усердием Е.Н. Уварова за правым и левым клиросами в киотах поставлены иконы преподобного Ефрема Новоторжскаго и Нила Столобенскаго. В 1865 году Як.Н. Уваровым устроены два иконостаса, один в алтаре на горнем месте — с иконою Пресвятой Троицы (новаго завета), а другой — на простенке южной стены храма (в коем пять небольших икон: Распятия, Воскресения Спасителя, Благовещения Пресвятой Девы, собора архангела Михаила и усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Ив.Ст. Уваровым в эту церковь была пожертвована стариннаго письма икона Нерукотвонаго образа Спасителя. В 1887 году на своде церкви написана картина страшнаго суда, а на стене — воскрешение Лазаря и дочери Иаира.
В советское время церковь была разрушена. Фото не сохранилось.
(По материалам издания Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. — Тверь, 1903.)
Церковь Косьмы и Дамиана, ул. Белинского (ул. Козьмодемьянская).
Первое известное упоминание о церкви Космы и Дамиана в Торжке встречается в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 г. Тогда она была деревянной, однопрестольной, Каменное здание церкви было построено на средства прихожан в 1773 г. Оно было двухэтажным. Верхний храм был посвящён Пресвятой Богородице ради местночтимой старинной иконы Умиление. На этой иконе вокруг изображения Божией Матери были написаны различные чудесные исцеления, совершившиеся при иконе. На иконе была надпись о том, что сей образ был принесён из Двинской земли в Чёрную гору в царствование Фёдора Иоанновича, а в Торжок принесён из Выдропyжска. Нижний храм каменной церкви был посвящён святым бессребреникам врачам Косме и Дамиану. Церковь была закрыта одновременно со Сретенской церковью, а затем разрушена.
(По материалам издания Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. — Тверь, «Лилия Принт», 2002. Фото из архива Александра Николаевича Семёнова. Открытка издания Н.И. Меженникова, 1909-1910гг. Автор снимка неизвестен.
Первое известное упоминание о церкви Космы и Дамиана в Торжке встречается в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 г. Тогда она была деревянной, однопрестольной, Каменное здание церкви было построено на средства прихожан в 1773 г. Оно было двухэтажным. Верхний храм был посвящён Пресвятой Богородице ради местночтимой старинной иконы Умиление. На этой иконе вокруг изображения Божией Матери были написаны различные чудесные исцеления, совершившиеся при иконе. На иконе была надпись о том, что сей образ был принесён из Двинской земли в Чёрную гору в царствование Фёдора Иоанновича, а в Торжок принесён из Выдропyжска. Нижний храм каменной церкви был посвящён святым бессребреникам врачам Косме и Дамиану. Церковь была закрыта одновременно со Сретенской церковью, а затем разрушена.
(По материалам издания Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. — Тверь, «Лилия Принт», 2002. Фото из архива Александра Николаевича Семёнова. Открытка издания Н.И. Меженникова, 1909-1910гг. Автор снимка неизвестен.
Никольская церковь что на Порожках, ул. Максима Горького (ул. Никольская).
Ныне существующий храм св. Николая в Торжке уже третий. Первый был деревянным и сгорел в давние времена. После пожара осталась неповреждённой только одна икона св. Николая. По преданию, её принесли из Новгорода во времена царствования Ивана III два брата-каменщика Оксёновы (или Романовы). Они пожаловали её в Никольскую церковь. Первый, сгоревший храм, стоял не на месте нынешнего, а выше по течению реки, на пересечении современных улицы Демьяна Бедного и переулка Пушкина.
Вторая церковь, тоже деревянная, была построена ниже по течению реки Тверцы, близ её порогов, и потому получила название «Николы, что на порожках». В Писцовой книге г. Торжка 1625 г. о ней записано следующее: «Храм во имя Николы чюдотворца древян клецки, да в приделе царя Костентина и христолюбивыя матери его Елены». Эта церковь была перенесена во второй половине XVIII в. на Христорождественское кладбище (ныне не существует, на его месте — жилые дома и гаражи в конце Красноармейской ул.).
Третья, каменная Никольская церковь, была построена на месте второй в 1778 г., расширена в 1850 г.
Из-за её близости к воинским казармам Никольская церковь в XIX в. выполняла роль полковой церкви. Так, в 1851 г. в церковь была пожалована икона Божией Матери — Споручицы. 2 мая 1853 г. она была дана в напутствие и благословение ратникам и пробыла с ними в походе до 1 мая 1856 г.
Никольская церковь, которая сохранилась до наших дней, была закрыта в 1930-1931 гг. В 1997 г. храм был вновь открыт для богослужений. В настоящее время при нём работает воскресная школа. В 2000 г. в Никольском храме целую неделю мироточила икона Смоленской Божией Матери. Там, где висит икона, на стене храма не выступает соль, а на других стенах всё пропитано солью, так как в церкви долгое время был соляной склад.
(По материалам издания Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. — Тверь, «Лилия Принт», 2002. и официального сайта Тверской епархии.)
Церковь Преподобных Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев, пер. 2-ой Старицкий (пер. Вознесенский).
К северу от деревянной церкви Вознесения до 1872 г. находилась каменная церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
В Клировой ведомости 1799 г. о ней записано, что эта церковь с приделом преподобного Нила Столобенского была каменной, построена в 1763 году. Илиодор (1860) датировал эту церковь 1753 годом, сообщая следующее: «небольшая церковь каменная, тёплая, с каменною колокольнею, в коей главный престол во имя Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, другой во имя Преподобного Нила Столобенского, коего часть мощей имеется в кресте при местном храмовом образ».
В книге «Монастыри и приходские церкви Торжка» (1903) указана другая дата построения тёплой церкви св. Зосимы и Савватия – 1765 год. Самбикин пишет, что она была деревянной и стояла в 10 саженях (26 метрах) на север от деревянной церкви Вознесения, а каменная церковь св. Зосимы и Савватия была сооружена в 1770 году и в 1786 году к ней с западной стороны был пристроен придел во имя пр. Нила Столобенского. «Побуждением к постройке этого придела – пишет Самбикин – было то, что тверской архиепископ Иоасаф (Заболотский) на пути в Нилову пустынь к празднику 27 мая останавливался в Торжке и нередко увещевал раскольников возвратиться в православие; особенно убеждал богатых купцов, братьев Морозовых, из которых один получил исцеление от частиц мощей пр. Нила, присланных от Преосвященного. Узнав о чудесном исцелении Морозова, архиепископ Иоасаф предложил жителям Торжка устроить в беднейшей из городских церквей придел во имя преподобного Нила и послал от себя икону его с частицею его св. мощей. Беднее всех в Торжке оказалась Вознесенская церковь, и прихожане решились принять эту святыню и с благословения Преосвященного устроить с западной стороны Зосимо-Савватьевской церкви малый придел во имя пр. Нила. После постройки в середине XIX века каменной Вознесенской церкви малая каменная Зосимо-Савватьевская церковь с приделом Нила Столбенского была разобрана, на месте престола этой церкви была построена не-большая каменная часовня, которая до наших дней не сохранилась».
В 1872 году прихожане подали прошение в Тверскую консисторию о разобрании церкви вот имя Зосимы и Савватия Соловецких, чтобы материалы от них употребить на сооружение ограды к новопостроенной каменной церкви. К прошению было приложено описание храма: «Церковь каменная ветхая с колокольней, построенная в 1763 году, в которой уже не совершается богослужений 18 лет, взамен же оной построена в 1854 году каменная церковь во имя Вознесения Господня с приделами тех же святых».
Н. Лопатина.
Единоверческая церковь Пресвятой Троицы, ул. Поклонницкая (Поклонница).
Местность на западной окраине города называется Поклонницей. Это название произошло от располагавшейся здесь Поклонной горы, издавна почитаемой православными христианами. Поклонница располагалась в трёх верстах от Торжка на красивом возвышенном месте. Отсюда дпя идущих в город путников открывался вид на Торжок с его многочисленными храмами. Видя их, каждый православный осенял себя крестным знамением, делал поклон открывавшимся перед ним святыням. В более ранние времена здесь существовал раскольничий скит, основанный раскольниками-беспоповцами. В 1779 г. с благословения тверского епископа Павла, по ходатайству новоторжских старообрядцев во главе с купцами Морозовыми, одна из деревянных келий скита была обращена в единоверческую церковь. Храм был освящён в честь Пресвятой Троицы, ради древней иконы Пресвятой Троицы, находившейся в этой церкви. В 1822 г. храм был обновлён. Рядом было старообрядческое кладбище, и в храме совершались богослужения в родительские вселенские субботы и, по желанию прихожан, в другие дни, особенно в дни кончины родных. В 1931 г. Троицкая церковь на Поклоннице была закрыта, а позднее снесена. В советское время полностью уничтожено и кладбище на Поклоннице.
(По материалам изданий Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. — Тверь, «Лилия Принт», 2002.)
Местность на западной окраине города называется Поклонницей. Это название произошло от располагавшейся здесь Поклонной горы, издавна почитаемой православными христианами. Поклонница располагалась в трёх верстах от Торжка на красивом возвышенном месте. Отсюда дпя идущих в город путников открывался вид на Торжок с его многочисленными храмами. Видя их, каждый православный осенял себя крестным знамением, делал поклон открывавшимся перед ним святыням. В более ранние времена здесь существовал раскольничий скит, основанный раскольниками-беспоповцами. В 1779 г. с благословения тверского епископа Павла, по ходатайству новоторжских старообрядцев во главе с купцами Морозовыми, одна из деревянных келий скита была обращена в единоверческую церковь. Храм был освящён в честь Пресвятой Троицы, ради древней иконы Пресвятой Троицы, находившейся в этой церкви. В 1822 г. храм был обновлён. Рядом было старообрядческое кладбище, и в храме совершались богослужения в родительские вселенские субботы и, по желанию прихожан, в другие дни, особенно в дни кончины родных. В 1931 г. Троицкая церковь на Поклоннице была закрыта, а позднее снесена. В советское время полностью уничтожено и кладбище на Поклоннице.
(По материалам изданий Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. — Тверь, «Лилия Принт», 2002.)
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, ул. Кирова (ул. Ивановская).
В Писцовой книге г. Topжкa 1625 г. об Ивановской церкви записано: «Храм Рождество Иван Предотечи, а в приделе преподобнаго Александра Свирскаго чюдотворца… да храм тёплой трёх святителей Василь Великого Григорья Богослова, Ивана Златоустаго… строение мирское того приходу посацских людей». В 1659 г. патриархом Никоном на месте старых храмов была построена новая церковь Иоанна Предтечи, тогда при ней существовал мужской монастырь. По преданию, патриарх Никон пожертвовал храму несколько икон. В 1685 г. была построена взамен деревянной каменная Ивановская церковь, в 1835 г. она обновлялась и перестраивалась на средства новоторжского купца Мишурина. Закрыта в 1930-1931 гг., а позднее снесена.
(По материалам изданий Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. — Тверь, «Лилия Принт», 2002.)
В Писцовой книге г. Topжкa 1625 г. об Ивановской церкви записано: «Храм Рождество Иван Предотечи, а в приделе преподобнаго Александра Свирскаго чюдотворца… да храм тёплой трёх святителей Василь Великого Григорья Богослова, Ивана Златоустаго… строение мирское того приходу посацских людей». В 1659 г. патриархом Никоном на месте старых храмов была построена новая церковь Иоанна Предтечи, тогда при ней существовал мужской монастырь. По преданию, патриарх Никон пожертвовал храму несколько икон. В 1685 г. была построена взамен деревянной каменная Ивановская церковь, в 1835 г. она обновлялась и перестраивалась на средства новоторжского купца Мишурина. Закрыта в 1930-1931 гг., а позднее снесена.
(По материалам изданий Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. — Тверь, «Лилия Принт», 2002.)
Церковь Рождества Христова, кладбищенская, ул. Красноармейская.
Церковь разрушена в советское время, находилась в конце Красноармейской улицы, напротив Старовознесенской церкви, стоящей на противоположном берегу Тверцы.
Христорождественская, на кладбище, церковь. Об этой церкви у иеромонаха Илиодора (1860 г.) сказано: «Христорождественская, деревянная, стоящая за городом, на левом берегу реки Тверцы, с деревянною небольшою колокольнею и таковою же оградою. Сия церковь перевезена от Никольской, недалеко стоявшей, и построена на этом месте в 1790 году при Тверском епископе Тихоне, во имя Рождества Христова, на месте древней Христорождественской церкви, с 1764 года упраздненной и бывшей в прежнем Рождественском монастыре, что близ острога на конце города». О бывшем в Торжке Рождественском монастыре у того жен автора сказано: «На посаде Рождественский монастырь, по конец города Торжка, где ныне стоит тюремный острог (в настоящее время уже переведенный на другое место) на Петербургской шоссейной дороге. При нем был храм Рождества Христова с приделом во имя Живоначальныя Троицы, „древян клетцки“, т.е. в угол срубленный.»
Ныне от этой церкви осталась только алтарная часть храма, обращенная в часовню, в которой много старинных икон, большей частью бывших в прежнем иконостасе. Самая же церковь была уничтожена. По наружному своему виду деревянная Христорождественская церковь была похожа на Вознесенскую (старую), стоящую и доселе на правом берегу реки Тверцы, почти против Христорождественской.
Христорождественский мужской монастырь находился на северном конце города Торжка, по левую сторону реки Тверцы и, как видно, основан в начале 17 или же в конце 16 века. По упразднении монастыря в 1764 году, церковь была отдана Ингерманландскому полку; в монастырских зданиях поместились полковник с канцеляриею и другие чины. В 1769 году, по уходе полка, церковь была приписана к Николо-Пустынской церкви, а затем обращена в самостоятельную (1849) церковь, и с 1850 года Священным Синодом при ней утвержден особый причт.
Христорождественская кладбищенская церковь, построена в 1860 году, каменная, престол один Рождества Христова.
(По материалам изданий Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. — Тверь, 1903., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901. и Справочная книга по Тверской епархии. — Тверь, 1915.)
Фото из архива Алексея Цветкова.
Церковь разрушена в советское время, находилась в конце Красноармейской улицы, напротив Старовознесенской церкви, стоящей на противоположном берегу Тверцы.
Христорождественская, на кладбище, церковь. Об этой церкви у иеромонаха Илиодора (1860 г.) сказано: «Христорождественская, деревянная, стоящая за городом, на левом берегу реки Тверцы, с деревянною небольшою колокольнею и таковою же оградою. Сия церковь перевезена от Никольской, недалеко стоявшей, и построена на этом месте в 1790 году при Тверском епископе Тихоне, во имя Рождества Христова, на месте древней Христорождественской церкви, с 1764 года упраздненной и бывшей в прежнем Рождественском монастыре, что близ острога на конце города». О бывшем в Торжке Рождественском монастыре у того жен автора сказано: «На посаде Рождественский монастырь, по конец города Торжка, где ныне стоит тюремный острог (в настоящее время уже переведенный на другое место) на Петербургской шоссейной дороге. При нем был храм Рождества Христова с приделом во имя Живоначальныя Троицы, „древян клетцки“, т.е. в угол срубленный.»
Ныне от этой церкви осталась только алтарная часть храма, обращенная в часовню, в которой много старинных икон, большей частью бывших в прежнем иконостасе. Самая же церковь была уничтожена. По наружному своему виду деревянная Христорождественская церковь была похожа на Вознесенскую (старую), стоящую и доселе на правом берегу реки Тверцы, почти против Христорождественской.
Христорождественский мужской монастырь находился на северном конце города Торжка, по левую сторону реки Тверцы и, как видно, основан в начале 17 или же в конце 16 века. По упразднении монастыря в 1764 году, церковь была отдана Ингерманландскому полку; в монастырских зданиях поместились полковник с канцеляриею и другие чины. В 1769 году, по уходе полка, церковь была приписана к Николо-Пустынской церкви, а затем обращена в самостоятельную (1849) церковь, и с 1850 года Священным Синодом при ней утвержден особый причт.
Христорождественская кладбищенская церковь, построена в 1860 году, каменная, престол один Рождества Христова.
(По материалам изданий Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. — Тверь, 1903., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901. и Справочная книга по Тверской епархии. — Тверь, 1915.)
Фото из архива Алексея Цветкова.
Часовня Софии-Премудрости Божией, пл. 9 Января.
Несохранившаяся до наших дней часовня, находилась практически в центре нынешней площади 9 января.
Вот как она описывается в дореволюционном путеводителе:
По Торжсковским преданиям в городе сохранился один из памятников новгородской эпохи: это расположенная среди города, на площади, где торговые ряды, упраздненная теперь часовня во имя Софии-Премудрости Божьей.
В прежние времена она была, как говорят, крыта тесом; восемь деревянных столбов поддерживали крышу, увенчанную деревянной же главой с крестом. По своей архитектуре бывшая Софийская часовня крайне проста: это четырехугольное, несколько суженное кверху здание с неглубокими нишами по сторонам, вся точно вылепленная из одного куска.
В простоте форм, в полном отсутствии украшений и, больше всего, в скульптурности здания, есть действительно черты сходства с архитектурными созданиями новгородских мастеров. Да и посвящение часовни во имя Софии-Премудрости Божьей говорит о том, что она возникала в пору близких сношений Торжка с Новгородом: известно, что главной, особенно чтимой, святыней стараго Новгорода была «святая София» соборная церковь в честь Премудрости Божьей.<br />Зданье прежней Софийской часовни и находящаяся на краю города интересная своей архитектурой деревянная Вознесенская церковь — единственныя в Торжке постройки, возникшия до XVIII века, чуждыя классическим формам, увлекшим с времен Екатерины даже и провинциальных архитекторов.
(По материалам издания Культурные сокровища России. Выпуск седьмой. Ю. и З. Шамурины. Калуга. Тверь. Тула. Торжок. — Москва: Издание Т-ва «Образование».)
Фото из архива Алексея Цветкова.
Несохранившаяся до наших дней часовня, находилась практически в центре нынешней площади 9 января.
Вот как она описывается в дореволюционном путеводителе:
По Торжсковским преданиям в городе сохранился один из памятников новгородской эпохи: это расположенная среди города, на площади, где торговые ряды, упраздненная теперь часовня во имя Софии-Премудрости Божьей.
В прежние времена она была, как говорят, крыта тесом; восемь деревянных столбов поддерживали крышу, увенчанную деревянной же главой с крестом. По своей архитектуре бывшая Софийская часовня крайне проста: это четырехугольное, несколько суженное кверху здание с неглубокими нишами по сторонам, вся точно вылепленная из одного куска.
В простоте форм, в полном отсутствии украшений и, больше всего, в скульптурности здания, есть действительно черты сходства с архитектурными созданиями новгородских мастеров. Да и посвящение часовни во имя Софии-Премудрости Божьей говорит о том, что она возникала в пору близких сношений Торжка с Новгородом: известно, что главной, особенно чтимой, святыней стараго Новгорода была «святая София» соборная церковь в честь Премудрости Божьей.<br />Зданье прежней Софийской часовни и находящаяся на краю города интересная своей архитектурой деревянная Вознесенская церковь — единственныя в Торжке постройки, возникшия до XVIII века, чуждыя классическим формам, увлекшим с времен Екатерины даже и провинциальных архитекторов.
(По материалам издания Культурные сокровища России. Выпуск седьмой. Ю. и З. Шамурины. Калуга. Тверь. Тула. Торжок. — Москва: Издание Т-ва «Образование».)
Фото из архива Алексея Цветкова.
Старообрядческая церковь, ул. Радищева (ул. Болотная), д. 3.
Старообрядческая церковь на улице Болотной (ныне улица Радищева), уничтожена в советское время. На снимке видна колокольня и небольшая главка церкви установленная на двускатную кровлю, по всей видимости под церковь был переоборудован молельный дом. На заднем плане в правом углу снимка видны городские соборы.
(По информации Евгения Баскакова).
Старообрядческая церковь на улице Болотной (ныне улица Радищева), уничтожена в советское время. На снимке видна колокольня и небольшая главка церкви установленная на двускатную кровлю, по всей видимости под церковь был переоборудован молельный дом. На заднем плане в правом углу снимка видны городские соборы.
(По информации Евгения Баскакова).
Троицкая церковь (Ближняя Троица), пер. Пионерский (пер. Троицкий).
В Писцовой книге г. Торжка 1625 г. об этой церкви записано: «Храм во имя Живоначальные Троицы, да священномученик Ипатей древян на одном обрубе». Каменное здание церкви было построено в 1752 г. С 1814 г. в ней находились иконы упразднённого Никитского монастыря. В 1930-1931 гг. храм был закрыт, а в 1936 году здание церкви снесли в связи с тем, что понадобился кирпич на строительство новой школы на улице Карла Маркса (сейчас зто школа №3). После сноса Троицкой церкви на её месте построена в 1959 г. школа-интернат.
(По материалам изданий Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. — Тверь, «Лилия Принт», 2002.)
Церковь Филиппа Апостола, ул. Шевченко (ул. Филипповская).
В Писцовой книге г. Торжка 1625 г. о ней записано: «Да на Филипове горке храм свята(го) апостала Филиппа пуст». Филипповская церковь стояла на мысу высокого холма, именуемого в народе Филипповой горой. Церковь была деревянной, постройки 1694 г. В 1806-1807 гг. она была упразднена из-за ветхости и разобрана. Материал от её разборки был использован для строительства нового Спасо-Преображенского собора. На месте церкви установили большой деревянный крест, обитый белым железом (до наших дней не сохранился).
Между Михайловскою и Пятницкою церквями стояла древняя деревянная церковь Филипповская, на горе Филипповской, упраздненная и разобранная в 1807 году, от которой церковная утварь поступила в Пятницкую церковь и с прихожанами, а земля пахотная вместе со священником переведена в Преображенский собор.
(По материалам изданий Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. — Тверь, «Лилия Принт», 2002. и Илиодор. Историко-статистическое описание города Торжка. — Тверь, 1860.)
В Писцовой книге г. Торжка 1625 г. о ней записано: «Да на Филипове горке храм свята(го) апостала Филиппа пуст». Филипповская церковь стояла на мысу высокого холма, именуемого в народе Филипповой горой. Церковь была деревянной, постройки 1694 г. В 1806-1807 гг. она была упразднена из-за ветхости и разобрана. Материал от её разборки был использован для строительства нового Спасо-Преображенского собора. На месте церкви установили большой деревянный крест, обитый белым железом (до наших дней не сохранился).
Между Михайловскою и Пятницкою церквями стояла древняя деревянная церковь Филипповская, на горе Филипповской, упраздненная и разобранная в 1807 году, от которой церковная утварь поступила в Пятницкую церковь и с прихожанами, а земля пахотная вместе со священником переведена в Преображенский собор.
(По материалам изданий Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. — Тверь, «Лилия Принт», 2002. и Илиодор. Историко-статистическое описание города Торжка. — Тверь, 1860.)
Часовня на ручье Здоровец.
Часовня располагалась близ Михаило-Архангельского храма, у ручья Здоровец, на пересечении Кузнечной улицы и Буркова переулка (ныне улица Ломоносова).
Часовня располагалась близ Михаило-Архангельского храма, у ручья Здоровец, на пересечении Кузнечной улицы и Буркова переулка (ныне улица Ломоносова).
Комментарии ()