Анатолий Лыкин. История одного художника из Торжка
Не спешите сразу же говорить, что Лыкин не новотор. Именно здесь он жил и творил, именно здесь, на новоторжской земле, родились его картины, которые сделали его знаменитым после смерти.
Уже много лет Всероссийский историко-этнографический музей хранит полотна и дневники художника Анатолия Лыкина. Долгое время он жил и работал в Торжке, вел замкнутый образ жизни. Лишь после его смерти в 1979 году работы открылись публике. Своим творчеством Анатолий Лыкин внес художественный вклад в копилку жизненных ценностей. В полотнах Лыкина много необычного – натюрморты, лишенные традиционной помпезности цветов и декора, представляют набор простых бытовых предметов, домашней утвари, туристического снаряжения, буханок хлеба и даже валенок, а также милых вязаных пестрых ковриков. Но они впечатляют! Учат видеть красоту и философский смысл в привычном. Пейзажи художника, писанные маслом и акварелью, воссоздают теплую солнечность зеленых просторов Тверской области.
Уже много лет Всероссийский историко-этнографический музей хранит полотна и дневники художника Анатолия Лыкина. Долгое время он жил и работал в Торжке, вел замкнутый образ жизни. Лишь после его смерти в 1979 году работы открылись публике. Своим творчеством Анатолий Лыкин внес художественный вклад в копилку жизненных ценностей. В полотнах Лыкина много необычного – натюрморты, лишенные традиционной помпезности цветов и декора, представляют набор простых бытовых предметов, домашней утвари, туристического снаряжения, буханок хлеба и даже валенок, а также милых вязаных пестрых ковриков. Но они впечатляют! Учат видеть красоту и философский смысл в привычном. Пейзажи художника, писанные маслом и акварелью, воссоздают теплую солнечность зеленых просторов Тверской области.
Искусствоведы считают одним из знаковых натюрмортов художника «Натюрморт с игрушками». Он не любил давать названия своим работам, поэтому она подписана условно. Картина выполнена в 1971 году, когда Анатолию Сергеевичу было 35 лет. Казалось бы, странный выбор предметов для постановки, ведь своих детей у художника не было, а его собственное сиротское детство опалено войной, когда трудно было и с игрушками, и с конфетами.
Объяснение специалисты нашли в дневнике художника, вот одна из записей:
«Две маленькие девочки впервые пришли в Дом культуры. Они с большой детской любознательностью все рассматривали. Их заметила вахтерша:
– А вы зачем пришли? Они испугались и убежали».
Анатолий Лыкин долгое время проработал в художественно-оформительской мастерской Городского Дома культуры. Именно сюда приходили дети и подростки для занятий в различных кружках и секциях. Он был окружен школьниками, учениками – и очень трепетно относился к миру детства. Детдомовец, он очень хорошо понимал хрупкость «нежного возраста», а с другой стороны его невероятное богатство: восприятие мира ребенком непосредственно, искренне, наполнено выдумкой и фантазией.
Вот еще одна запись-наблюдение:
«Март. Из школы идут двое девчат (второклассниц). В руках у каждой по льдинке снега. Они рассматривают узоры и делятся впечатлениями.
– Посмотри, у меня какой пудель, какой у него хвост…
– А у меня вкусный торт, ты только посмотри».
Художник пытается запечатлеть яркий мир детского воображения, где сказка и реальность уживаются в одном пространстве. Все предметы разложены на ровной поверхности стола, начинается парад игрушек с еловых шишек.
Именно «Натюрморт с игрушками» был выбран для изготовления экспоната в 3D и стал очень нужным подарком ВИЭМ на Международный День музеев.
«Две маленькие девочки впервые пришли в Дом культуры. Они с большой детской любознательностью все рассматривали. Их заметила вахтерша:
– А вы зачем пришли? Они испугались и убежали».
Анатолий Лыкин долгое время проработал в художественно-оформительской мастерской Городского Дома культуры. Именно сюда приходили дети и подростки для занятий в различных кружках и секциях. Он был окружен школьниками, учениками – и очень трепетно относился к миру детства. Детдомовец, он очень хорошо понимал хрупкость «нежного возраста», а с другой стороны его невероятное богатство: восприятие мира ребенком непосредственно, искренне, наполнено выдумкой и фантазией.
Вот еще одна запись-наблюдение:
«Март. Из школы идут двое девчат (второклассниц). В руках у каждой по льдинке снега. Они рассматривают узоры и делятся впечатлениями.
– Посмотри, у меня какой пудель, какой у него хвост…
– А у меня вкусный торт, ты только посмотри».
Художник пытается запечатлеть яркий мир детского воображения, где сказка и реальность уживаются в одном пространстве. Все предметы разложены на ровной поверхности стола, начинается парад игрушек с еловых шишек.
Именно «Натюрморт с игрушками» был выбран для изготовления экспоната в 3D и стал очень нужным подарком ВИЭМ на Международный День музеев.
С 12 октября по 20 ноября (кроме понедельника и воскресенья) Всероссийский историко-этнографический музей реализует социальный проект «Погружаясь в темноту», который представлен в рамках Месячника белой трости.
Своеобразный интерактив помогает понять, как живут в современном мире слепые и слабовидящие: перед входом в помещение каждому экскурсанту выдают повязку на глаза. В течение полутора часов (именно столько времени отводится на интерактивную экскурсию) гости будут выполнять различные задания в абсолютной темноте.
Участников программы ожидает девять заданий, чтобы понять, как живут и с какими проблемами ежедневно сталкиваются люди, лишенные зрения.
Своеобразный интерактив помогает понять, как живут в современном мире слепые и слабовидящие: перед входом в помещение каждому экскурсанту выдают повязку на глаза. В течение полутора часов (именно столько времени отводится на интерактивную экскурсию) гости будут выполнять различные задания в абсолютной темноте.
Участников программы ожидает девять заданий, чтобы понять, как живут и с какими проблемами ежедневно сталкиваются люди, лишенные зрения.
В многообразии этапов участники программы попробуют угадать изображения на тактильных 3D картинах, попробовать свои силы в игре в тактильные шашки и шахматы, написать письмо и слепить из пластилина фигуру с закрытыми глазами. Наряду с заданиями, связанными с искусством, будут представлены и бытовые ежедневные дела, выполнить которые также следует в абсолютной темноте.
Сеансы: 10:00, 11:30, 13:00, 14:30.
Торжок, ВИЭМ, особняк на набережной, Новгородская набережная, 3.
Запись по телефону: +7 919 061 18 49.
Стоимость 100 рублей.
Возрастное ограничение: 12+.
Сеансы: 10:00, 11:30, 13:00, 14:30.
Торжок, ВИЭМ, особняк на набережной, Новгородская набережная, 3.
Запись по телефону: +7 919 061 18 49.
Стоимость 100 рублей.
Возрастное ограничение: 12+.
Комментарии ()